В ближайшем будущем в Европе начнется рентабельное производство автомобильного биотоплива второго поколения, которое не будет угрожать запасам древесины. Новая технологическая концепция предусматривает производство этанола и энергии из бумаги, картона, древесины и пластика, получаемых в виде отходов в результате деятельности торговых и промышленных предприятий.
Финские компании — лесопромышленный концерн UPM и фирма Lassila - Tikanoja (L-T), специализирующаяся на обслуживании жилого фонда и производственных зданий, а также переработке отходов, — провели испытания новой технологии на базе Финского института технических исследований (VTT). Выяснилось, что для выработки этанола подходят не только сами по себе бумажные отходы, но и раствор, образующийся после отмыва макулатуры от печатной краски. «Таким образом, мы получаем этанол из отходов, которые ранее такого выхода не давали. Смешанный с бензином, он пригоден для сжигания в двигателе внутреннего сгорания как биотопливо», — говорит ведущий специалист L-T Ласси Хиетанен.
Цех по производству топлива из вторсырья может работать как на предприятии по переработке отходов, так и прямо на целлюлозно-бумажном комбинате, при этом часть отходов пойдет на выработку энергии, а часть — на изготовление этанола. По словам финских энтузиастов, коммерциализация технологии позволит наладить в Европе рентабельное производство биотоплива нового поколения для нужд транспорта, не ставя под угрозу снабжение древесным сырьем лесопромышленные предприятия. Важно, что технология соответствует требованию Евросоюза о повышении эффективности вторичного использования материалов. Так, в комплексе постановлений ЕС по энергии и климату биотопливо на основе отходов и древесины называется более приоритетным по сравнению с прочими видами биотоплива.
Интересно и то, что использование отходов торговли и промышленности в производстве этанола и энергии связано с существенно меньшими выбросами парниковых газов, нежели при захоронении этих отходов на свалке. А сам технологический процесс изготовления этанола из вторсырья оказывает меньшее негативное воздействие на окружающую среду, чем использование для производства биотоплива сырья из злаковых культур. Расчеты, сделанные в VTT, показывают, что выбросы двуокиси углерода уменьшаются при переходе с ископаемых видов топлива на биотопливо и топливо из вторсырья. При этом ожидается, что технология позволит существенно снизить долю сжигаемого угля и торфа, в результате чего происходит огромный выброс парниковых газов. По данным института, с точки зрения снижения выбросов CO₂ в ходе переработки материалов наиболее эффективно вторичное использование таких отходов, как бумага, картон, пластик, металлы.
В Финляндии акцент на вторсырье уже привел к существенному уменьшению загрязнения атмосферы парниковыми газами. Например, поставки топлива, произведенного L-T в 2007 году, обернулись снижением выбросов CO₂ на 2 млн т. «Это соответствует выбросам от автотранспорта в самой густонаселенной области Финляндии — Уусимаа, где расположен и столичный регион страны», — отмечает г-н Хиетанен.