Взрыв на АНХК произошел в воскресенье 6 декабря 2009 около восьми вечера — в тот момент жители Ангарска услышали «сильный глухой хлопок». Как рассказали спасатели, взрыв полностью обрушил одноэтажное здание площадью 120 кв. м. на промплощадке Ангарского завода катализаторов и органического синтеза (АЗКиОС, дочернее предприятие ОАО «АНХК»). Пожара удалось избежать потому, что специалисты завода оперативно перекрыли подачу водорода к зданию. Под завалами нашли тело 38-летнего оператора, работавшего на АНХК с 1991 года. По словам представителей АНХК, предприятие, где произошел взрыв, имеет высокий уровень автоматизации, поэтому в разрушенном здании было достаточно присутствия одного человека.
ОАО «АНХК» принадлежит НК «Роснефть» и перерабатывает западносибирскую нефть. Производственная мощность предприятия — более 11 млн т. переработки нефти в год. В 2008 году компания переработала 9,52 млн т. нефти, произвела 1,2 млн тонн бензинов, 250 тыс. т. масел. Основные регионы поставки — Иркутская область, Бурятия, Забайкальский край.
Причины взрыва Ростехнадзор обещает назвать в течение двух недель. По версии Роснефти, авария произошла «из-за разгерметизации оборудования высокого давления». Между тем, следственное управление СКП по Иркутской области 7 декабря 2009 возбудило уголовное дело ст. 217 УК РФ («Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах, приведшее к гибели человека»).
Это вторая за полтора года авария на АНХК. В июне 2008 года на предприятии вышел из строя катализатор на установке риформинга, производящей бензин АИ-92. В результате производство бензина было переведено на другую установку — католического крекинга. После этого АНХК подняла оптовые цены на светлые нефтепродукты, что спровоцировало резкий рост стоимости бензина на частных АЗС на 5-12%.
Пресс-служба АНХК 7 декабря 2009 заверила, что после аварии на заводе катализаторов последствий, схожих с событиями прошлого года, не будет. Разрушенный в воскресенье 6 декабря 2009 корпус был предназначен для производства гидрогинизата — базовой основы для авиационного гидравлического масла. «Отсутствие такого производства не повлияет на экономическую деятельность завода катализаторов, как и в целом на АНХК», — сообщил представитель предприятия. Тем не менее, сведения о наличии ранее сделанных запасов гидрогинизата и масла на заводе собеседник журналистов не уточнил, сославшись на коммерческую тайну.
Авиаперевозчики говорят, что их не коснутся проблемы АНХК, связанные с производством авиационного масла. «Гидравлическое масло — серьезная расходная часть любой авиакомпании, использующей российские лайнеры. Компании закупают его либо напрямую у производителей, либо через поставщиков. Но поставки идут в основном с предприятий в европейской части России», — пояснил представитель одной из авиакомпаний, летающей из иркутского аэропорта.