Глобальный эксперимент будет запущен в начале Международного года химии. Специальный веб-сайт будет открыт для представления данных в это же время и будет оставаться доступным и после кульминационного мероприятия. Эксперимент в настоящее время разрабатывается в качестве отдельного учебного исследования, которое будет в виде сетки с материалами, уже изученными во многих школах по теме воды. Эксперимент предлагает широкий спектр уровней участия.
Ожидается, что большинство учителей будут работать со своими классами для проведения 4 мероприятий, которые будут иметь четкие инструкции и справочные материалы. Они будут полезны для учителей, которые не имеют достаточного научного образования. На сегодняшнем этапе тестирования данная работа даст студентам возможность познакомиться с двумя способами, с помощью которых химия способствует более глубокому пониманию качества воды и водоподготовки. Работа охватывает важные темы и концептуальное понимание науки, а также предоставляет разнообразные возможности для изучения важных экспериментальных навыков и навыков по сбору данных.
Кислотность: студенты будут использовать цветные индикаторы, либо из школьных наборов, либо из набора ресурсов для измерения рН местного водоема. Кислотность — одно из самых распространенных химических свойств. В то же время будут изучены хорошие экспериментальные методы для проверки достоверности полученных результатов. Объединение результатов всего класса обеспечит надежный общий результат, который может быть отражен на глобальной карте.
Минерализация: работа по исследованию минерализации даст учащимся возможность научиться пользоваться любым домашним или коммерческим счетчиком для измерения проводимости образцов воды. Студенты узнают о солях и определении их концентрации в растворах.
Фильтрация: в работе по исследованию фильтрации учащиеся будут использовать бытовые материалы для создания блоков фильтрации воды и определять эффективность различных фильтрующих материалов. Впоследствии они будут выполнять обработку воды. Кроме того, они будут заниматься изучением методов их местных станций водоподготовки и сообщать о результатах своих исследований на веб-сайт Глобального эксперимента.
Солнечный дистиллятор: учащиеся будут изучать альтернативные способы очистки воды с помощью солнечного дистиллятора, что позволит им узнать о процессе дистилляции и состояниях материи. Эта работа даст учащимся возможность проектировать и строить свои собственные, более эффективные дистилляторы.
Кроме того, учителя могут выбрать для проведения отдельный вид экспериментов, если они хотят, чтобы их студенты собрали отдельные данные и тем самым внесли свой вклад в Глобальный эксперимент без использования других видов экспериментов, причиной этому может служить то, что вода исследуется на различных уровнях в течение года. Если, с другой стороны, существующий учебный план по изучению воды является частью учебной программы в течение 2011 года, соответствующие части Глобального эксперимента могут быть добавлены избирательно соответственно существующей учебной программе, что также даст студентам возможность участвовать в эксперименте.