Пенополиуретан широко используется благодаря его высоким амортизирующим свойствам, продолжительному сроку службы и хорошей формуемости. Но, с другой стороны, данный материал воздухонепроницаем и быстро желтеет. Кроме того, он не является экологически чистым, так как не поддается рециркуляции и в большинстве случаев выбрасывается после использования. Среди амортизирующих материалов также присутствует традиционный полиэфирный наполнитель, так называемый «катавата»*. Однако срок службы этого материала гораздо меньше, а реальное использование представляет сложность вследствие большого количества ограничений.
Компания Тейджин Файберс (Teijin Fibers Limited) разработала высококачественный полиэфирный амортизирующий материал ELK, объединив новую технологию производства полимеров с технологическими инновациями в производстве волокна. ELK состоит из двух видов полиэфирного волокна: несущих волокон с упругой пружино-подобной извитостью и специальных связывающих волокон, обладающих повышенной адгезией и эластичностью. В результате термоскрепления пересекающихся волокон образуется гибкая, но прочная объемная матричная структура, отличающаяся долговечностью и эластичностью. Благодаря тому, что волокна в структуре не препятствуют току воздуха и пара, в данном материале не происходит отпотевания, и он превосходит вспененный полиуретан по влагопроницаемости. ELK также на 20% легче, чем пенополиуретан того же объема и может быть вторично переработан в рамках ECO CIRCLE, системы полной замкнутой рециркуляции полиэфиров, развиваемой компаний Тейджин Файберс.
Использование ELK в японском сверхскоростном пассажирском экспрессе нового поколения
Превосходные характеристики ELK обеспечивают этому материалу широкое применение и популярность в таких областях, как, например, производство больничных матрацев и наполнителей чашечек бюстгальтеров. Кроме того, ELK используется для сидений в железнодорожных вагонах, так как он труднее горит и при этом выделяет меньше токсичных газов. Обычно в качестве наполнителя для пассажирских сидений в вагонах применяется пенополиуретан. Рост спроса в этой области на ELKсвязан с тем, что в последнее время все больше внимания обращается на уменьшение веса вагонов в целях улучшения разгонных характеристик и сокращения энергопотребления, а также на пригодность материалов к вторичной переработке. На сегодняшний день 20% из примерно 50 000 пассажирских вагонов подвижного состава группы Japan Railways и других частных японских железнодорожных операторов имеют сидения с наполнением из ELK.Более того, композиционный материал производства Тейджин на основе ELK и ПТТ-волокна SOLOTEX серийно поставляется в качестве наполнителя сидений для ненумерованных мест в японском сверхскоростном экспрессе нового поколения «N700 Series».
Для развития сбыта ELK в странах ЕС Тейджин Файберс представила этот материал в ноябре 2007г. на Кельнской выставке отделочных материалов для железнодорожного подвижного состава. Большие усилия также прилагаются к выходу на новые рынки и увеличению продаж в таких областях, как, например, наполнители сидений в автомобилях, самолетах и мебели.